- Часовенное согласие
Часо́венное согла́сие, одна из групп старообрядцев. Образовалось в первой половине XIX в., выйдя из недр беглопоповства. Постоянно испытывая трудности со священниками, а во время гонений на старообрядцев в период царствования Николая I вообще оказавшись без них, группа старообрядцев-беглопоповцев, живших в районе Витебска, решила вовсе отказаться от иереев и заменить их наставниками, или уставщиками (из мирян). Богослужения стали проводиться в часовнях (откуда и название согласия). Таким образом, часовенные фактически превратились в беспоповцев, хотя и не причисляют себя к ним. Во второй половине XIX в. часовенные уже имелись также в Сибири и на Дальнем Востоке. После событий 1917 тысячи последователей часовенного согласия бежали в Китай и расселились там в провинции Синьцзян и в Маньчжурии. После провозглашения КНР большинство из них эмигрировало в Австралию, Новую Зеландию и некоторые страны Южной Америки (в частности, в Бразилию). В 1960-е гг. более тысячи часовенных переехали из Бразилии в США, а в 1970-е гг. некоторые из них перебрались в Канаду.
Богослужебная практика сторонников Часовенного согласия во многом сходна с принятой у других старообрядцев-беспоповцев. Истинным таинством часовенные считают только крещение, выполняемое руководителем общины. Брак, исповедь и причащение считаются по своему статусу ниже крещения. В качестве элементов причастия обычно используют хлеб и воду, когда-то освящённые иереем, а затем размноженные путём добавления обычных муки и воды. Часовенные полагают, что они должны воздерживаться от тесных контактов с иноверцами. Имеются некоторые пищевые запреты: в частности, не разрешается употреблять мясо плотоядных животных, продукты, содержащие кровь, большинство алкогольных напитков, кофе, чай.
По некоторым оценкам, численность сторонников Часовенного согласия составляет около 200 тыс. человек. В России они живут преимущественно в Свердловской, Оренбургской, Кировской, Пензенской, Курганской, Тюменской и Томской областях, Татарстане, Башкирии, Бурятии и Туве. Приверженцы Часовенного согласия имеются в США (в основном в штатах Орегон и Аляска), Канаде (преимущественно в северной части провинции Альберта), некоторых странах Латинской Америки, в Австралии и Новой Зеландии. По этнической принадлежности они русские.
В 1980-е гг. среди часовенных Северной Америки и Австралии произошёл раскол: часть их решила восстановить институт священства и присоединилась к румынской ветви Белокриницкой иерархии. Сходные процессы отмечены и у российских часовенных. Так, в Нижнем Тагиле община часовенных получила священника от епископа Екатеринбургского и Верхотурского Русской православной церкви, перейдя таким образом к Единоверческой церкви.
О. Е. Казьмина
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.